Тайко 太鼓

 

Происхождение барабана

Термин тайко используется в качестве общего названия японских бочкообразных барабанов, а также для обозначения музыки для этого инструмента. Дословно тайко переводится как большой (пузатый) барабан. Существование тайко в японской истории насчитывает 14 веков: этот почтенный возраст подтверждается ханива (глиняной скульптурой) барабанщика пятого века и поэмами и картинами седьмого века. Хотя, логичнее считать, что, как и у других народов, ударные были первыми музыкальными инструментами на самых ранних этапах истории жителей японских островов, тогда возраст японских барабанов - около двух тысяч лет. Весьма вероятно, что барабаны тайко были изначально завезены из Китая или Кореи вместе с волнами культурного влияния, периодически накатывавшимися между третьим и девятым веком на японские острова. После десятого века этот культурный обмен прервался, и дальнейшая эволюция барабана тайко проходила только за счет труда и таланта японских ремесленников, породив уникальный японский инструмент.

 

Барабаны в роли средства оповещения

В давние времена в каждой деревне был сигнальный барабан. Простыми комбинациями ударов тайко передавались сигналы о надвигающейся опасности или общих работах. Имитируя барабаном рокот грома, крестьяне призывали дождь в засушливые сезоны. Благодарные жители считали, что в тайко живет божество и подает им полезные советы и указания. Естественно, играть на тайко могли только самые уважаемые и просветленные из жителей.

 

Барабаны в религиозных обрядах

Важную роль тайко играют в японских религизных обрядах. С укреплением основных религиозных учений эта функция перешла к служителям синто и буддизма, а тайко стали храмовыми инструментами. В результате играть на тайко стали только в особых случаях и только барабанщики, получившие на это благословение священников. В церемониальных целях обычно использовался один, реже – два тайко. Деревенские синтоистские праздники проходили под рокот тайко и, эти традиционные ритмы легли в основу композиций, исполняемых современными группами тайко-барабанщиков.

 

Барабаны как военный инструмент

Одним из самых ранних предназначений тайко было военное. Гром барабанов во время атак использовался для устрашения противника и вдохновления своих войск на битву. Позже, к пятнадцатому веку, барабаны стали инструментом для подачи сигналов и передачи сообщений в ходе сражения. На живописных свитках того времени изображен воин, на спине у которого укреплен тайко на специальной раме, а два других воина бьют каждый по своей стороне барабана. В военных целях использовались тайко стиля нагадо (nagado) и окэдо (okedo).

В период Асука в Японию проникла корейская военная музыка и сигнальные музыкальные инструменты - большие и малые изогнутые рога (кор. тэкак) и различные барабаны. В своде законов «Тайхорё» 702 г. в разделе «Вооруженные силы» статьей 39-ой воинским подразделениям официально предписывается иметь барабаны и флейты: «В каждом территориальном воинском отряде должно быть два цудзуми, две дайкаку/ооцуно [большие медные флейты] и четыре сёкаку/сукунацуно [малые бамбуковые флейты]. Воинов отряда по очереди обучать играть на этих инструментах». В дальнейшем в самурайских армиях в качестве духовых инструментов стали использоваться раковины-трубы хорагай. Звуки раковин и барабанов тайко служили как для поднятия духа армии и устрашения противника во время боя, так и для того, чтобы задавать темп движения во время марша или отмечать определенное время суток.

 

Существовал «специальный кодовый набор разных звуков раковин, который должен был знать каждый солдат… Военные барабаны, которые были очень большими и богато украшенными, стояли на крепкой деревянной раме, а переносили их на шесте два человека... Тайко яку (барабанщик) задавал ритм шага марширующей армии, когда солдаты делали шесть шагов на один удар барабана».

 

 

Барабаны в гагаку

Помимо военных, тайко всегда использовались и в эстетических целях. Музыка в стиле гагаку появилась в Японии в период Нара (697 – 794) вместе с буддизмом и быстро привилась при императорском дворе как официальная. Для исполнения гагаку использовались элегантные и богато украшенные барабаны: какко, сан-но-цудзуми, цуридайко (гакудайко), дадайко.

 

Типы барабанов

Все тайко можно разделить на две большие группы: бë:-дайко (byou-daiko), у которого кожа (мембрана) закреплена гвоздями и тембр не изменяется, и cимэ-дайко (shime-daiko), у которого кожа натягивается при помощи шнуров или винтов и тембр можно настраивать.

Корпуса традиционных бë:-ути-дайко выдалбливают из цельных кусков дерева. Чаще всего, используется древесина кеяки (дзельква, родственник вяза), которая отвечает самым строгим требованиям барабанных мастеров: необходимой прочностью, тембром звучания, прекрасным рисунком и фактурой древесины . Для изготовления более дешевых тайко используется конский каштан и камфорное дерево. Поскольку для изготовления корпуса бë:-дайко необходимы цельные куски дерева большого диаметра, возраст таких деревьев составляет не менее двухсот лет, а дереву из которого был сделан самый большой в истории одайко-гигант было около 1200 лет. Зато при правильном уходе корпуса «живут» сотни лет. Кожа для барабанов тайко, как правило выделывается из коровьих шкур по технологии составляющей фирменный секрет производителя.

 

Самый популярный у современных исполнителей — нагадо-дайко (nagado-daiko) — барабан, у которого длина корпуса больше диаметра мембраны. Нагадо часто используют на традиционных праздниках и в храмах. У этого барабана характерный низкий вибрирующий голос. В зависимости от диаметра корпуса нагадо-дайко носят различные названия, так барабан диаметром больше 3 сяку (около 90 сантиметров) называется одайко (odaiko) — большой толстый барабан. Одайко, как правило, устанавливается на подставке горизонтально и, на нем играют два барабанщика: один отбивает такт, другой играет соло. Хира-дайко (hira-daiko), барабан с коротким корпусом, также часто входит в состав групп куми-дайко, особенно его разновидность с большим диаметром. Этот барабан, хоть и дешевле, своим низким красивым голосом похож на нагадо-дайко, но длительность его звучания меньше из-за короткого корпуса.

 

Симэ-дайко (shime-daiko) — разновидность барабанов, натяжение кожи которых регулируется шнурами (в настоящее время также болтами). По всей видимости, в отличие от бë:-дайко, пришедшего из Китая или Кореи, симэ-дайко – изобретение японских мастеров. У этого барабана 2 кожаные мембраны, которые пришиты к стальным обручам и пришнурованы к корпусу шнуром. Регулировка тембра производится при помощи второго шнура, накрученного вокруг первого. Название симе-дайко относится также к небольшому барабану со шнурами, который используется в театре Но и Кабуки, группами куми-дайко, его еще называют вадайко (wadaiko).

 

Тайко-чемпион

Самый большой в мире барабан, который зарегистрирован в книге рекордов Гиннеса, находится в городке Цудзурэко. С давних времен жители городка делятся на две группы («верхний город» и «нижний город»), которые соревнуются между собой. Все началось с того, что эти команды соревновались кто лучше проведет ритуал для повышения урожая, а теперь их главным состязанием стало проведение военно-исторических фестивалей и парадов, в которых одна команда выступает в костюмах клана Токугава, а другая — Тоëтоми. Для проведения фестиваля по заказу команды нижнего города в 1986 году был изготовлен тайко диаметром 3,71 метра и весом 3 тонны. В ответ по заказу нижнего города в 1992 году был изготовлен барабан диаметром 4,52 метра и весом 3,5 тонн. В промежутках между праздниками тайко-гиганты хранятся в местном «Музее Большого Барабана» (The Great Drum Museum), коллекция которого, помимо гигантов, насчитывает в общей сложности более 150 барабанов со всего мира.

В настоящее время словом «тайко» принято также называть групповую игру барабанщиков куми-дайко (kumi-daiko). Современный стиль игры на тайко сформировался в начале пятидесятых годов прошлого века и стал пользоваться в Японии настолько большой популярностью и спросом, что количество групп по некоторым данным достигло пяти тысяч.

Современная история тайко началась в 1951 году, когда джазовый музыкант Дайхати Огути привлек для одной из своих композиций ансамбль исполнителей на тайко, в который входили тайко разных типов. Играли на них непрофессиональные музыканты, поэтому были использованы в основном ритмы ансамбля хаяси. Эта группа музыкантов со временем превратилась в первый ансамбль тайко под названием Осува Дайко. Однако первым профессиональным ансамблем тайко считается Оэдо Сукэроку Дайко, основанный Сэйдо Кобаяси. Затем появился ансамбль Ондэкоза (1969 г.), руководитель которого, Тагаяси Дэн, пропагандировал тайко как образ жизни. Такой стиль музыки стал называться куми-дайко или вадайко. Музыканты одной из его групп организовали ансамбль Кодо.

 

Стили игры на тайко

Существует четыре стиля игры на тайко:

1. Кумидайко. Два или более исполнителя играют на разных типах тайко.

2. Один исполнитель играет на многих типах тайко.

3. Два или более исполнителя играют на одном типе тайко.

Такой тип исполнения характерен для узколокальной традиции игры на тайко, которая называется Годзиндзё-дайко (御陣乗太鼓), примерный перевод «барабан-военное укрепление». История этой традиции началась в 1577 г. во время осады местности Ното совр. префектуры Исикава одним из самых известных полководцев эпохи Сэнгоку (воюющих провинций), Уэсуги Кэнсином (1530-1578). Жители небольшой деревни Нафунэ близ городка Вадзима, которых было всего 250 человек, не имели оружия, чтобы противостоять Кэнсину. Но они стали беспрерывно играть на барабанах тайко, имитируя звук землетрясения, и надели страшные маски, чем ипугали врагов. Кэнсин был вынужден развернуть свое войско. В 1963 г. традиция Годзиндзё-дайко была признана объектом нематериального культурного наследия преф. Исикава.

Стиль Годзиндзё-дайко был отчасти воспринят ансамблем Сан-Франциско Тайко Додзё, основанным в 1968 г. эмигрантом из Японии Сэйити Танака (род. 1943). Танака приехал в Америку в первый раз в 1963 г. Побывав на фестивале цветения сакуры, который проводился в Японском квартале Сан-Франциско, Танака понял, что ему не хватает беспрерывного шума барабанов, и решил создать ансамбль барабанщиков. Он учился музыке тайко у прославленных мастеров Японии. В настоящее время его стиль музыки тайко получил название «Танака-стиль», некоторые из его учеников сами стали мастерами и организовали собственные группы, а Танака-сэнсэй вместе с ансамблем ведет активную концертную деятельность и в Северной Америке, и за рубежом, в том числе в Японии. Ансамбль участвовал в записи саундтреков к фильмам известных режиссеров.

 

4.Один исполнитель играет на одном типе тайко.

Наиболее распространенный ритм — дзю-ити (раз-два), don doko, don ko, исполнитель основного метра называется дзиката. Кидзами — «прямой метр», укарэ — синкопированный метр. Существуют также ритмы о-ути (комбинации ритмов, ритмические фразы), используются возгласы какэгоэ. Ма — промежуток между ударами тайко, во время которого слышится самый верхний обертон звука барабана. Прекрасный пример использования Ма — это т.н. прием ороси, когда барабанщик ударяет в барабан с большими промежутками, которые понемногу сокращаются и переходят в барабанную дробь. Взято из синтоистского ритуала ками-ороси — «призывание богов».

 

 Наталья Голубинская

Контакты

 

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

+7-999-711-55-09 - Анастасия

Мияби тайко 2020